Собь. Полярный Урал

°ямал '08.2023 

Написано 19 декабря 2023 г.

Изначально в моем плане Ямала не было и вовсе, только Коми. Но близость гор покоя не давала.


Маньпупунёр (известное плато с каменными останцами) отмела сразу – ни вертолетный тур за 50 т.р., ни недельный поход под рюкзаком меня не вдохновляли. Я долго как партизан с линейкой сидела над картой и гадала, а видно ли, скажем, из поселка Аранец горы? В целом, мне действительно хотелось их просто увидеть издалека, можно и без восхождений. И как ни крутила, самым простым вариантом, я бы даже сказала элементарным, была поездка на поезде из Лабытнанги через Полярный Урал.


По итогу весь мой маршрут крутился именно вокруг ж/д: с одной стороны Коми, а с другой – Ямал.


Я посчитала логичным остаться в горах хотя бы на сутки. И дальше начались новые поиски. С инфраструктурой тут совсем не густо. Нашла только два варианта для приюта: база «Красный камень» на станции 141 км и база на станции Собь (раньше еще была база «Перевал» на 110 км, но, как я поняла, после пожара больше не функционирует). Остановиться я должна была на первой базе, но пока согласовывала даты и маршрут, там закончились места. Связалась с Собью, сказали, что примут. Ура!

 

Около двух часов дня мой поезд прибыл на станцию. Там меня встретила Ирина Владимировна, заведующая горным приютом, отвела в балок, выдала постельное белье. Балок это новое для меня слово. Тут все небольшие домики (передвижные и нет) называют именно балками. Впервые я его услышала еще от девочек в Ингилоре.
Балок, в котором мне предстояло переночевать, был обычным ж/д вагоном, в котором сдается полка, оборудована зона кухни, столовой, умывальни, есть электричество. Мне досталось двухместное купе в самом конце вагона, но вообще он был практически пуст.

На кухне я встретила маму с дочкой (вероятно, это были ханты), они обедали:
- Рыбу будите? – уже классическим вопросом поприветствовали меня. Как оказалось, женщины приезжали сюда за черникой и опоздали на поезд, теперь ждали следующего.
Я про себя немного похихикала, как же можно опоздать на поезд, а на следующее утро как понялааааа, что было не до смеха, и сама чуть не опоздала.

 

Собь это место временной петли! Географически это еще Ямал, но уже очень близко к границе. На Ямале +2 часа, но все местные почему-то живут по Москве. Интернета и мобильной связи там нет (мой мтс не ловил), но Ирина Владимировна сказала, что есть одна точка, где часы могут перевестись. И вот эти два часа становятся какими-то неуловимыми))) (Учитывая, что людей здесь практически нет, а часы в столовой вагона замерли на 12.30, то сходу не так просто понять сколько же всё-таки времени).


Оставив вещи в вагончике, я скорее собралась гулять. Хотелось хотя бы чуть подняться на ближайший склон. Первым делом я отправилась в сторону реки Собь к навесному мосту (его я приметила еще дома на картах).


Мост очень колоритен и с секретом – первый пролет в обычном состоянии опущен, и чтобы его подняли, нужно заплатить местному «Хорону» 100 р.
Так я познакомилась со Славой – замечательным старожилом этого места, который, собственно, с друзьями много лет назад построили и этот мост, и подъемник, организовали тот самый вагон из Воркуты – делали все для себя, лыжного клуба.
Слава сказал, что в горы одному ходить неправильно (согласна), но я совсем недалеко и быстро.

Стоило мне перейти через Собь, как сразу начался ливень. Вообще погода в тот день была необычайна красочная (и мокрая), кажется, мне сильно повезло – то ветер, то дождь, то солнце (но может в горах всегда так).


От моста идут две тропинки: я выбрала ту, что вдоль Соби (всегда рекомендую офлайн карту maps.me или organic, предварительно скачав карты местности, они работают без интернета по gps). Подъём был совсем не долгим и не сложным, но пару раз тропинку я теряла, не везде она была очевидная.

Надо признать, от невысокого Полярного Урала по своему незнанию я много не ждала, но открывшиеся виды на долину реки и другие горы меня потрясли. Судите сами.


Первая серьезная ливневая туча, что встретила меня у моста, уже далеко умчалась вперед и творила там свой армагеддон, цепляясь хвостами облаков за вершины, а сзади явно надвигалась вторая – ни сила ветра, ни цвет неба доверия не вызывали. Скажу честно, немного стремно находиться на открытом горном массиве в такую погоду одной, поэтому разумно было пойти назад, хотя световой день еще позволял погулять. Как только я спустилась до лесной поросли, снова начался ливень, но там было уже не страшно.

Через мост к балку я вернулась ко времени вечернего поезда, и Слава, оставив меня сторожить варящуюся картошку, побежал к нему по делам.


Я опять вся промокла и в теплом уютном балке было приятно, уходить не хотелось. Так я просидела у Славы допоздна. Он накормил меня картошкой с олениной (она тут вместо тушенки) и чарочкой за встречу. Мы долго-долго общались. Слава рассказывал про свою любимую покойную супругу Гелю, про это место, про работу фотографом на заводе в Воркуте и, конечно, про свою страсть – лыжный спорт. В свои года (а ему за 80ть) он до сих пор ездит каждый сезон на Эльбрус.


Когда я стала совсем засыпать, Слава проводил уже по темноте до вагончика, и я скорее легла. А ночью проснулась от… холода. За бортом, видимо, был небольшой минус – я околела так, что туго соображала. Натянула один свитер на себя, второй на ноги, взяла еще одно покрывало и надела шапку – помогло (справедливости ради скажу, что вагон точно имеет возможность отопления, но наверно оно включается как-то централизовано и позже, от тумблера в купе ничего не включилось, а заранее мне узнать было ни к чему).

Утром героически я все-таки вылезла из берлоги и смоталась к ущелью на другую сторону от ж/д и немного погуляла у реки до своего поезда на Воркуту.

Слава зашел за мной днем, чтобы проводить, помог донести вещи до поезда, там мы попрощались (с надеждой о новой встрече), а позже подошла Ирина Владимировна проконтролировать мой отъезд.
Это были очень насыщенные 24 часа в горах. Не пожалела, что взяла с собой штатив.
Вот и мой вагон номер 5 – купейный, мне ехать весь день, то почему бы и да.
На 97-ом км поезд проедет знак «Азия-Европа», и я пересеку границу - это будет уже европейская сторона нашей Родины. Из поезда прогуляться я выйду на станции Елецкая – горы там будут уже совсем вдалеке. А на Елецкой ко мне в купе подсядет новый попутчик до Воркуты и это будет совсем другая новая история.

смотреть галерею
← ПРЕДЫДУЩАЯ остановка
спецпроект: содержание ☷
СЛЕДУЮЩАЯ остановка →